klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Categories:

опубликовал два года назад

«Когда деревья были большие»
Пересмотрел старинный фильм, и в голову пришла интересная мысль. Кажется, никто до меня это не отмечал. Советский социализм и западный капитализм одинаково положительно относились к труду. Обе идеологии восхваляли труд как нечто достойное восхищения и обожания. Разница была только в том, что на Западе труд почитался за то, что доставлял трудящимся приличный доход и достойную жизнь. В СССР трудились для построения социализма и затем коммунизма. Собственно жизнь трудящихся выносилась за скобки.
Так вот о фильме. Казалось бы, у двух советских граждан произошло счастливое событие одновременно. Девушка обрела «отца». Мужчина обрёл «дочку», которая могла его кормить, ибо он был органически не трудолюбив. Так в эту идиллию советское общество вбило клин. Мужчина почему-то обязательно должен был работать. Если бы была прямая зависимость между приложенными усилиями и результатом, в этом стремлении загнать всех в трудящиеся была бы логика. Однако такой логики в советской действительности не наблюдалось. Я сам лет восемь варился в рабочей среде, а потом лет двадцать был белым воротничком, трудясь в советском офисе. Наблюдая за окружающими, я убедился, что никакой связи между трудолюбием и наградой за труд в СССР не было. Прежде всего, советские люди должны были «числиться» в какой-либо государственной организации. Тот, кто не числился, назывался тунеядцем, хотя фактически такой «тунеядец» иной раз приносил больше пользы стране и людям, чем какой-нибудь лодырь, присосавшийся к госслужбе. Лодырь мог лет сорок прохлаждаться на работе, а потом выйти на заслуженный отдых как честный труженик, хотя пользы от него было, как от козла молока.
Тут кстати рассмотрим предложения об обязательном базовом доходе. По-моему, такой доход обязателен для людей, органически не желающих и не умеющих работать. Надо дать им деньги, чтобы они жили в своё удовольствие при условии, что они ни в каком случае не будут браться за работу, ибо от них сплошной вред. Лодырь-неумеха может столько напортачить, что десять трудолюбивых мастеров не смогут подчистить за ним все огрехи. От природы не все люди способны и не все желают работать усердно и с высоким качеством. Зачем воевать с природой? Пусть каждый найдёт себя и живёт по своим правилам.
В фильме «тунеядец» ходит рыбачить и на охоту, в то время как колхозники копают вручную канаву. Авторы фильма явно люди городские, да ещё и из столиц. Фильм снят в 1961 году (вышел в 1962). В 60-е и 70-е годы в провинции был дефицит всего, особенно продуктов. Мои родственники на Севере охотились и рыбачили не для забавы, а для прокорма, потому что в магазинах было шаром покати. В Костроме в середине 70-х построили огромный магазин «Рыба». Все витрины были забиты кальмаром. Рыбы не было, хотя город стоит на Волге и рядом водохранилище. Жители кушали то, что сами добывали.
Отдельно надо сказать про трудовые доходы. У нас на заводе в 1968 рабочие с высшим разрядом не могли себе позволить машину. Её имел только один, но он был фанатик автомобилизма и работал фактически на двух работах, чтобы её содержать. Остальные могли мечтать только о мотоцикле. Самым крутым считался чехословацкий мотоцикл «Ява». С наступлением капитализма после 1991 все мечтавшие о машине её приобрели и стали менять через два-три года на новую. С 1991 по 2000 число автомобилей в частном владении в Москве увеличилось в десять раз.
Tags: история, кино, лытдыбр, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments