klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Categories:

Эрос

Эрос

Из еллинских баллад

На пиру под громкое пение

Порос напился пьян

В этом виде нашла его Пения

Нырнула к нему в бурьян

Склонила олуха к блуду

Хоть был он стар да и сед

А после случилось чудо

Эрос родился на свет

Как отец, он крепкий и сильный

Как мать, он беден и слаб

Духом мощный, а телом субтильный

И страстей своих вечный раб

И нет никакого сомнения:

Умерев, рождается вновь

Умирает от истощения

Родившись, несёт любовь.


Эрос – сын Пороса и Пении, Богатства и Бедности. "Когда родилась Афродита, устроили боги пир; в числе их был и сын Метиды, Порос. После обеда пришла просить милостыню, как это бывает на пирах, Пения и стала у дверей. Порос, упившийся нектаром – вина тогда еще не было – вышел в сад Зевса и, отяжелев от выпитого, заснул. Пения, замыслив, по своей беспомощности, прижить ребенка от Пороса, легла возле него и зачала Эрота. Вот почему Эрот и стал спутником и слугою Афродиты. Он зарожден в день ее рождения и по природе является поклонником всего, относящегося к прекрасному, – а Афродита прекрасна. То, что Эрот сын Пороса и Пении, определило соответствующим образом и всю его судьбу. Прежде всего, он всегда беден; и многого недостает, чтобы быть ему нежным и прекрасным, каковым его признает большинство; напротив, он жесткий, грязный, необутый, бесприютный, всегда на земле валяется, не прикрывшись, спит у дверей и на дороге под открытым небом – все это он унаследовал от своей матери; нужда – постоянный его товарищ. С другой стороны, – по отцу – он полон замыслов на все прекрасное и благое, мужествен, смел, упорен, страстный охотник, всегда плетет какие-нибудь хитрости, страстно любит рассудительность и способен подать ее, в жизни при всяком случае он проявляет любовь к мудрости, ужасный колдун, чародей и софист. Он по природе ни бессмертен, ни смертен; то в один и тот же день, когда он в довольстве, живет и цветет, то умирает, однако, благодаря природе своего отца, снова оживает. То, что он себе приобретает, постоянно утекает, так что он ни богат, ни неимущ. Он стоит посредине между мудростью и невежеством, и вот почему из богов никто не любит мудрости и не стремится стать мудрым; он уже мудр, все равно, как и всякий другой мудрец не станет любить мудрости. И невежды не любят мудрости и не стремятся стать мудрыми; невежество тем-то и тяжко, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается" (203b – 204а). "Ведь мудрость относится к числу самых прекрасных вещей; Эрот есть любовь к прекрасному; следовательно, неизбежно, Эрот любит мудрость, любящий же мудрость занимает средину между мудрецами и невеждами. Причиною этого служит его происхождение: отец у него мудрый и имущий, мать – не мудрая и не имущая" (204b).
http://psylib.org.ua/books/lose000/txt045.htm

Tags: Афродита, Пения, Порос, Эрос, античность, мифология, фольклор
Subscribe

  • сальма

    A سلمىٰ salmá , The south wind; name of a woman celebrated for her beauty; hence in general, a mistress, sweetheart, lady-love; name of a…

  • опубликовал десять лет назад

    Имя власти (или власть имени) Можно вообразить, что у правителя России будет имя Гогенцоллерн? Или Перельмутер? Или Амбарцумян? Имя должно…

  • Армянские имена и фамилии

    Армянские фамилии обычно заканчиваются на - ян (-յան) или - янц (-յան ց), что означает принадлежность (в данном случае к роду). Так в грабаре…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments