klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Наблюдатель


Журнал литературный, политический и ученый

Издаваемый под редакцией А.П.Пятковского

Год тринадцатый

№3

Март

С.-Петербург

1894


Вотъ въ какихъ несимпатичныхъ краскахъ представляетъ намъ эту чисто-комерческую прессу г. Янжулъ, прожившій въ центрѣ Американскихъ Штатовъ нѣсколько мѣсяцевъ и имѣвшій возможность близко изучить «свычаи и обычаи» тамошняго журнализма. «Вся суть американскаго журнализма, или условій, обезпечивающихь успѣхъ газеты—говоритъ онъ—покоится на такъ называемой «сенсаціонности» — на произведеніи извѣстнаго впечатлѣнія, которое заставляетъ, возбуждая любопытство и привлекая вниманіе публики, раскупать газету. Въ Америкѣ, еще больше, нежели въ Англіи (обратно съ Россіей или— повсюду—съ ежемѣсячными журналами) газетный доходъ покоится преимущественно на розничной продажѣ, а не на подписчикахъ, составляющихъ, въ смыслѣ дохода, уже предметъ второстепенной важности». По разсчету одного опытнаго лица, управлявшаго редакціей самой распространенной ньюйоркской газеты «World», ежегодно изъ числа старыхъ читателей американская газета удерживаетъ не болѣе 25% и, для того чтобы сохранить только свое прежнее распространеніе,—не говоря ужео расширеніи подписки,—она обязана, по выраженію этого компетентнаго «управляющаго», «заарканитъ 75% новыхъ читателей каждый годъ». Понятно, что между такой газетой-афишей и ея—не читателями, а покупателями и не можетъ быть никакой нравственной солидарности.

Чтобы «заарканить» необходимый для американской газеты огромный процентъ новыхъ потребителей печатнаго товара, ей приходится, конечно, извиваться и ползти «ужомъ и жабой», смотря потому, какъ удобнѣе для достиженія комерческой цѣли. Вотъ тутъ-то и помогаютъ сенсаціонныя новости, за которыми бѣгаютъ, высуня языкъ, американскіе репортеры, составляющіе живую душу газеты. Г. Янжулъ разсказываетъ нѣсколько уже не забавныхъ, а прямо возмутительныхъ случаевъ, когда эти репортеры, ради заполученія матеріаловъ для «фурорной» статьи, вступали въ дружбу съ завѣдомыми мошенниками, чтобы, сейчасъ же по совершеніи преступленія, сообщить о немъ, такъ сказать, изъ первыхъ рукъ, самыя животрепещущія свѣдѣнія. «Такимъ образомъ, американской газетѣ,—по словамъ г. Янжула,—чтобы имѣть распространеніе при крупныхъ расходахъ изданія, приходится, во-первыхъ, разсчитывать на большую массу читателей, что не можетъ не отражатъся вредно на приниженіи ея уровня и достоинства тона и, во-вторыхъ, наполнятъ безконечные столбцы своихъ листовъ сомнительнаго качества новостями и болтовней, а также широковѣщателъными рекламами,  на которыя американцы такъ падки. Но сообщеніе сенсаціонныхъ извѣстій близко соприкасается съ дѣйствующимъ и въ Америкѣ закономъ о клеветѣ,—и вотъ при самыхъ крупныхъ американскихъ газетахъ всегда состоятъ прикомандированными особые «юрисконсульты по предупрежденію судебныхъ процессовъ», на обязанности которыхъ лежитъ приведеніе статьи въ такой лукавый видъ, чтобы она и достигала своей комерческой цѣли, и не доводила до судебныхъ проторей и убытковъ. Чудесныя, мастерскія формы для такихъ извѣстій, или—точнѣе—извѣтовъ,—формы, удачно балансирующія между наказуемою клеветою и почти безнаказаннымъ шантажемъ,—изобрѣтены состоящими на хорошемъ жалованьѣ американскими «юрисконсультами»!

Вопросъ о направлении—все еще не маловажный для порядочной части европейскихъ газетъ, — составляетъ для америкапской прессы вопросъ чуть ли не праздный. Правда, встрѣчаются и въ Америкѣ органы, какъ «Boston Advertiser», «Nation» и др., предназначенные для защиты спеціальныхъ интересовъ, но они составляютъ рѣдкія исключенія и притомъ пользуются очень малой распространенностью; огромное же большинство газетъ — и въ томъ числѣ всѣ наиболѣе крупныя— никакого направленія въ европейскомъ смыслѣ не держатся, а сплошь и рядомъ не только въ разныхъ выпускахъ, но въ одномъ и томъ же нумерѣ печатаютъ статьи, побивающія одна другую. Сообразно съ этимъ общимъ характеромъ и назначеніемъ американской газеты, политическій и литературный отдѣлы въ нихъ занимаютъ самое жалкое мѣсто, сравнительно съ отдѣлами всякаго вида «спорта», рекламами и сенсаціонными статьями, къ которымъ обязательно придумываются кричащіе заголовки. А между тѣмъ газета есть почти единственное чтеніе американца, такъ какъ ежемѣсячная журналистика тамъ не въ ходу, а книгъ туземныхъ авторовъ издается даже меньше, чѣмъ въ Россіи. Американская газета убила ежемѣсячный журналъ и книгу,—чего не дай Богъ нашему отечеству!..

Впрочемъ, г. Янжулъ пробуетъ повернуть эту американскую медаль и другою стороною, болѣе приглядною и заставляющею отчасти примириться съ указанными болячками заатлантической прессы. Онъ говоритъ, напр., что эта пресса, придавая гласность и публичность цѣлой общественной жизни, всѣмъ отправленіямъ сложной государствѳнной машины, «является цѣлительной силой и предупредителемъ самаго разнообразнаго зла»; что «всякій общественный дѣятель въ Соединенныхъ Штатахъ, по выраженію одного американца, какъ бы «живетъ въ стеклянномъ домѣ» (не знаемъ, однако, согласился ли бы кто нибудь жить добровольно въ фонарѣ!) и каждый шагъ не только публичной, но и частной жизни его становится широко извѣстнымъ, благодаря печати»; что «ни одинъ неблаговидный поступокъ такого дѣятеля въ Америкѣ не останется тайной... и скорѣе, въ послѣднемъ отношеніи, американская печать грѣшитъ въ противную сторону, впадая въ сплетню или преувеличеніе, нежели умалчивая о томъ, что заслуживаетъ сколько нибудь извѣстности»; что вобще, какъ бы ни были велики недостатки американскихъ газетъ, «но они не упичтожаютъ всѣхъ полезныхъ плодовъ гласности: нельзя себѣ представить такого случая, чтобы всѣ газеты въ униссонъ искажали истину; сама конкурренція заставляетъ постоянно ту или иную газету, въ каждомъ щекотливомъ или важномъ общественномъ вопросѣ, поднимать знамя истинныхъ народныхъ интересовъ... Еще менѣе возможно вообразить въ Америкѣ случаи подкупа или застращиванія всѣхъ или даже большинства газетъ: онѣ для этого слишкомъ богаты, слишкомъ сильны и слишкомъ многочисленны».

Tags: Америка, СМИ, газета, гласность, журнал, сенсация, сплетни
Subscribe

  • Выборы и комсомол в СССР

    Выборы и комсомол в СССР Гениальнейший френд обсуждает у себя homo soveticus. Среди прочего утверждает, что в СССР за неявку на выборы на голову…

  • Митингов у нас тоже нет, они и не нужны

    В нашей стране нет такого понятия, как один президент. У нас их семь. Функцию президента по очереди исполняют члены правительства. Срок…

  • 30 лет назад

    За сохранение Союза проголосовали 76,4% пришедших на участки избирателей. В декабре того же года ни одна сволочь персона не вышла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments