klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Category:

Мера количества книг

При последнем переезде две газели.

Стихотворные формы персидской поэзии

Газель оформилась позже всех остальных жанровых форм классического персидского стиха. Это моноримическое стихотворение с непременной рифмовкой обоих полустиший в первом бейте (матла). В последнем бейте (макта) обычно упоминается тахаллус автора. Формально газель отличается от касыды длиной (газель по объему менее 9-11 бейтов). Однако по содержанию газель похожа на насиб касыды (вступление к касыде на любовную тему). Бертельс полагает, что газели могут быть таким вступлением к касыде, так как не имеют выраженной концовки, оставаясь, так сказать, открытыми. Газель может быть превращена в касыду при помощи присоединения к ней мадха (восхваления). Возможно, газель появилась в результате развития насиба касыды. Ватват пишет:

تشبيب صفت حال معشوق و حال خويش در عشق او گفتن باشد و اين را نسيب و غزل نيز خوانند اما مشهور مستعمل آنست كى در ميان مردم صفت هرج كنند در اول شعر و هر حالى را كى شرح دهند الا مدح ممدوح آن را تشبيب خوانند*

«Ташбиб — так следует именовать описание возлюбленной и своего состояния, в которое поэта привела любовь к ней. Его называют также насиб и газал (газель), но более распространено среди знатоков приёмов для описания всего, что употребляется в начале стихотворения и всякого состояния, о котором рассказывают, кроме восхваления мамдуха, название ташбиб.» (Перевод Н. Ю. Чалисовой)

Шамс-и Кайс пишет: «ввиду того, что целью газели является успокоение настроения и увеселение души, необходимо, чтобы в её основе были благозвучный приятный размер, изящные, плавные слова и чистые, свежие образы. Необходимо избегать грубых слов и нескладных речений».

Атааалах пишет: «при употреблении словесных фигур слова должны подчиняться содержанию».

Стихотворение вообще в обязательном порядке должно иметь введение (насиб, или ташбиб), гуризгах, основную часть. Насир ад-Дин Туси пишет: «стихотворение должно иметь составные части: начало (матла), введение (ташбиб), переход (тахаллус, или гуризгах), восхваление (мадх, или дуа) и концовку (макта). Шамси Кайс проводит такое различие между насибом и ташбибом: насиб — это любовная по тематике вступительная часть стихотворения, а ташбиб вообще введение, независимо от тематики и жанра произведения.

Стихотворение считается хорошим при условии, что оно имеет хусни матла (изящное начало), хусни матлаб (изящное изложение цели) и хусни макта (изящная концовка).

Термин гуризгах (убежище) вводит Атаалах. Иногда его употребляют как синоним слова тахаллус. Однако последний термин обычно значит упоминание поэтом своего имени или лакаба, под которым он известен, в стихотворении. Гуризгах же означает переход от одной темы к другой. Кроме того, в значении «переход» применяют термин иститрад или ихами иститрад.

Хусни матлаб имеет следующие синонимы: хусни талаб, бара’ати талаб, адаби талаб и хусни суал.

На Востоке сложилась традиция толковать все газели Хафиза лишь в суфийском плане.

Источники:

Мусульманкулов Р. Персидско-таджикская классическая поэтика. Москва, «Наука», 1989.

Бертельс Е.Э. Избранные труды. Москва, 1988.

Tags: измерение, книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • мечты сбываются

    Десять лет назад опубликовал такой пост: Школьные реформы В минобразования планируют реформы. Первый вариант предполагает вооружение учителей…

  • (no subject)

    С. 41 Пословицы на букву А Wer A sagt, muss auch B sagen. Jener Junge wollte deshalb das A nicht lernen und sagte zum Cantor : „Ick mag nig A…

  • Die Sprichwörter der Deutschen

    Die Sprichwörter der Deutschen Von Wilhelm Körte. Zweite Auflage. Leipzig, 1861 Введение … Люди видели, слышали, чувствовали,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment