klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Categories:

Томас Браун


Дж. У. Уиллис Бунд, магистр искусств, бакалавр литературы (Колледж Гонвилл и Кайус, Кембридж)
Введение
Сэр Томас Браун (чьи труды занимают столь выдающееся положение в литературной истории семнадцатого столетия) является автором, которого ныне мало кто знает и ещё меньше кто читает. Такое сравнительное забвение, которому он был предан, тем более замечательно, что, не говоря уж ни о чем другом, его книги заслуживают изучения в качестве образца английского языка в той его стадии, которую можно именовать переходным состоянием. Проза Елизаветинской эпохи начинала уходить в прошлое, уступая место более напыщенному стилю — стилю, который, перейдя различные стадии своего развития, достиг кульминации в стиле Джонсона.
Браун представляет собой один из лучших ранних примеров этой школы. Его стиль (как писал сам Джонсон) «сильный, но неотделанный, ученый, но педантичный, глубокий, но тёмный, поражает, но не угождает, приказывает, но не соблазняет… Он соткан из многих языков, представляет смесь разнородных слов, собранных вместе из отдаленных регионов.»
Однако, несмотря на такой квалифицированный разнос, в трудах Брауна есть пассажи, не уступающие любым другим трудам на английском языке; и хотя его произведения не относятся, быть может, к «источнику неискаженного английского языка», однако как раз эти самые искажения и прибавляют красоты его книгам.
Однако книги Брауна заслуживают изучения не только как образец литературного стиля. Содержание его произведений, величие его идей, оригинальность мыслей, а также его выдающаяся любовь к Богу с избытком компенсируют недостатки (если таковые и есть) его стиля. Автор, сочетающий остроумие Монтеня с учёностью Эразма, о котором Хэллам мог сказать, что «его разнообразным талантам не хватало только контролирующего верховенства здравого смысла для того, чтобы можно было вознести его на высочайшее место в нашей литературе», не заслуживает пребывания в неизвестности.
Краткий очерк его жизни послужит наилучшим введением в его произведения.
Сэр Томас Браун родился в Лондоне, в приходе Сент-Майкл Ле-Кверн, 19 октября 1605 года. Его отцом был лондонский купец, из хорошей Чеширской семьи. Его мать, леди из Сассекса, была дочерью м-ра Поля Гарроуэя из Льюиса. Его отец умер, когда Томас был совсем маленьким, и поскольку его мать внось вышла замуж вскоре после этого, Браун был оставлен под надзором опекунов, один из которых, как говорят, обманом лишил его части собственности. Браун получил образование в Винчестере, а затем был послан в Оксфорд, в учебное заведение, называющееся ныне Пемброк колледж. Там он получил степень магистра искусств в 1629 году.
После этого он на недолгое время начал заниматься врачебной практикой в Оксфордшире. Но вскоре мы находим, что ему это надоедает и что он сопровождает своего тестя, сэра Томаса Даттона, в инспекционной поездке по замкам и фортам Ирландии. Затем мы застаём Брауна на Юге Франции, в Монпелье, в городе, который славился в то время своей прославленной медицинской школой. Там он, по-видимому, учился в течение краткого времени.
Оттуда он проследовал в Падую, в один из самых знаменитых в то время итальянских университетов, известный по тем взглядам, которые отдельные его члены выражали по поводу астрономии и некромантии. Во время своего пребывания там Браун, несомненно, усвоил некоторые свои причудливые представления по небесной науке и чернокнижию и, что было важнее, он привык относиться к католикам с той повышенной благосклонностью, которая обнаруживается во всех его работах. Из Падуи Браун направился в Лейден, и эта внезапная перемена самой фанатичной католической страны на самую фанатичную протестантскую не могла не произвести впечатления на его сознание, что можно заметить в его книге.
Здесь он получил степень доктора медицины и вскоре после этого вернулся в Англию. Почти сразу после своего возвращения, приблизительно в 1635 году, он публикует свою книгу «Религия врача», свою первую и величайшую работу, которую по праву можно рассматривать в качестве отражения сознания того, кто, несмотря на сильный интеллект и обширную эрудицию, оставался склонным к суевериям, но,
«пройдя чрез много городов,
к сравненью их обычьев и законов был готов»
и приобрёл слишком широкий кругозор, чтобы стать фанатиком.
После публикации своей книги он обосновался в Норидже, где вскоре обзавёлся обширной врачебной практикой. После этого мало чего остаётся рассказать о его жизни. В 1637 году он был инкорпорирован со степенью доктора медицины в Оксфорд. А в 1641 году он женился на Дороти, дочери Эдварда Майлхэма, из Берлингхама в Норфольке, которая родила ему одиннадцать детей.
В 1646 году он опубликовал книгу «Pseudodoxia Epidemica, или Исследование распространённых заблуждений». Открытие древнеримских урн в Бернхеме (Норфольк) подвигло его к написанию в 1658 году книги Hydriotaphia (захоронение в урнах). В это же время он опубликовал «Сад Кира, или Ромбы, расположенные в шахматном порядке у древних», любопытная работа, хотя и стоящая гораздо ниже других его произведений.
В 1665 году он был избран почётным членом Колледжа врачей, "virtute et literis ornatissimus” (достойнейший ввиду своих природных качеств и заслуг в литературе).
Браун всегда оставался роялистом. В 1643 году он отказался подписаться на фонд, собиравшийся в то время для возвращения Ньюкасла. Он оказался счастливым исключением в том почти ставшем притчей во языцех пренебрежении, которое Карл Второй оказал роялистам в 1671 году, ибо, будучи в Ньюмаркете, куда Карл отправился, чтобы осмотреть Норидж, он возвёл Брауна в рыцарское достоинство. После этого репутация Брауна сильно повысилась. Ивлин отправился в Норидж, чтобы специально повидать Брауна. Он скончался в день своего семидесятишестилетия (19 октября 1682 года), полный лет и почестей.
Поразительно, что тот, кто написал в «Письме к другу», что «у людей, проживших много лет, — при том что в каждом году имеется не менее 365 дней для завершения их жизни, — тот факт, что первый день их жизни отмечает их последний, что хвост змей возвращается им в пасть как раз в этот момент и что они заканчивают свою жизнь в день своего рождения, есть в самом деле замечательное совпадение, для решения которого хотя астрология и предприняла остроумные усилия, однако была очень осторожной в его предсказании», — сам умер в день своего рождения.
Браун был похоронен в церкви Св. Петра в Манкрофте, Норидж, где его жена воздвигла в его память настенную доску с надписью по-английски и по-латыни, которая объявляла, что он был автором Religio Medici, Pseudodoxia Epidemica и других учёных работ "per orbem notissimus” (известным во всем мире). Однако его прах не остался непотревоженным. Его черепу суждено было стать экспонатом в музее! В 1840 году, во время производства земляных работ в склепе под алтарём церкви Св. Петра, рабочие обнаружили гроб с надписью:
"Amplissimus Vir
Dus Thomas Browne Miles Medicinae
Dr Annis Natus 77 Denatus 19 Die
Mensis Octobris Anno Dnj 1682 hoc.
Loculo indormiens Corporis Spagyrici pulvere plumbum in aurum convertit."

Перевод этой надписи вызвал целую бурю над его прахом, в которой и сам Браун был бы рад принять участие, причём слово Spagyricus оказалось загадкой для учёных. М-р Ферт из Нориджа (чей перевод, видимо, является наилучшим) излагает эту надпись следующим образом:
«Весьма достойнейший человек,
Сэр Томас Браун, рыцарь,
Доктор медицины, скончался в возрасте 77 лет 19 октября в год от Рождения нашего Господа 1682,
покоясь в сём свинцовом гробу, посредством праха своего алхимического тела трансмутирует его в золотое вместилище».
После смерти сэра Томаса Брауна было опубликовано два собрания его сочинений, одно Архиепископом Тенисоном, а другое — в 1772 году. Они содержат большую часть его писем, его трактаты по различным предметам, а также его “Письмо к другу”. Время от времени появлялись различные издания трудов Брауна. Наилучшее из всех изданий было опубликовано Саймоном Уилкином.
Слава Брауна покоится главным образом на его книге «Религия врача». Это его первая и самая знаменитая работа, опубликованная сразу после его возвращения из путешествий. Она показывает нам впечатления, оказавшие на его сознание разнообразными и противоречивыми школами, через которые он прошёл. Он заявляет, что он никогда не намеревался её опубликовать, но что ввиду того, что она была напечатана тайком, он был вынужден это сделать.
В 1643 году появилось первое аутентичное издание, с «увещанием к тем, кто прочитает замечания на прежнее испорченное издание этой книги». Здесь имеются в виду замечания, написанные сэром Кенельмом Дигби и посланные им графу Дорсетскому. Они были впервые напечатаны в конце издания 1643 года и с тех пор всегда публиковались вместе с книгой. Их главное достоинство состоит в той чудесной скорости, с которой они были написаны, ибо, по словам сэра Кенельма, он купил книгу, прочитал её и написал свои замечания в течение двадцати четырёх часов!
Книга содержит в себе то, что можно назвать апологией его веры. Он излагает рассуждения, на которых основываются его мнения, и старается доказать, что, хотя его и обвиняли в атеизме, он во всём оставался добрым христианином и верным членом Церкви Англии. Любой в силах самостоятельно вынести суждение об успешности или неуспешности его стараний. Но следует отметить то влияние, которое эта книга произвела на Джонсона, который писал, что «о мнениях любого человека лучше всего узнавать от него самого; в том же, что касается его практических дел, то здесь надёжнее доверяться свидетельствам других. Когда эти свидетельства согласуются между собой, о более высокой степени исторической достоверности нельзя и мечтать; а они очевидно согласуются в том, чтобы доказать, что Браун был ревностным приверженцем веры Христовой, что он жил в подчинении Его законам и умер в уверенности в Его милосердии».
Наилучшим доказательством превосходных качеств книги «Религия врача» является её грандиозный успех у читателей. При жизни автора (с 1643 по 1681 год) она выдержала одиннадцать изданий. Книга была переведена на латинский, голландский, французский и немецкий языки, причём многие переводы издавались неоднократно. В подражание книге было написано не менее тридцати трёх трактатов. Для некоторых наилучшим доказательством успеха книги явится тот факт, что вскоре после публикации она была включена в Index Expurgatorius. О широте же взглядов автора лучше всего свидетельствует тот факт, что и католики, и квакеры одновременно заявляли о его принадлежности к их собственной вере!
Hydriotaphia, или «Погребение в урнах», является трактатом о погребальных обычаях древних народов. Появление книги была вызвано открытием нескольких римских урн в Норфольке. Хотя эта книга и не достигает высоких качеств «Религии врача», однако, «вероятно, никакая другая книга не иллюстрирует лучшим образом его начитанность и запас знаний».
Текст настоящего издания «Религии врача» взят из той публикации, что называется восьмым изданием, опубликованным в Лондоне в 1682 году. Это было последним прижизненным изданием. Примечания составлены преимущественно из наблюдений Сэра Кенельма Дигби, аннотации Кека и весьма ценных заметок Саймона Уилкина. Сведения об обнаружении черепа Сэра Томаса Брауна взяты мною из очерка г-на Фрисуэлла о Томасе Брауне в его книге Varia. Текст «Погребения в урнах» заимствован из издания in folio 1686 года, в библиотеке Lincoln's Inn. Некоторые примечания Брауна к этому изданию были опущены, как и большая часть ссылок, поскольку они относятся к книгам, которые вряд ли попадут в руки к широкой публике.
«Письмо к другу по случаю кончины его близкого друга» было впервые опубликовано в брошюре in folio в 1690 году. Оно было перепечатано в его посмертных трудах. Заключительные размышления явились основой для более крупного произведения — Christian Morals («Христианская мораль»). Мне неизвестно какое-либо полное современное издание этого труда. Текст в нашем издании заимствован из оригинального издания 1690 года. Сама брошюра находится в Британском музее. Она приплетена к томику старинных стихотворений. Её полное заглавие: «Письмо к другу по случаю кончины его близкого друга. Автор: Сэр Томас Браун, рыцарь, доктор медицины, скончавшийся в Нориче. Лондон: напечатано для Чарлза Броуна, у Пушки, в западной части кладбища Собора Св. Павла, 1690».
Tags: английская литература, английский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment