Журналъ министерства народного просвещения
Седьмое десятилетие.
Часть СССХХVII.
1900.
Январь
С.Петербург
1900
Рейнгардтъ вполне понимает, однако, что для применения индуктивного метода к языкам, то есть, для того, чтобы заставить ученика отыскивать самому правила, так сказать путем собственного наблюдения и опыта, необходимо, чтобы ученик уже предварительно ВПОЛНЕ овладел тем материалом, к которому должны относиться его наблюдения, то есть, другими словами для применения къ какому-либо языку индуктивного метода необходимо, чтобы ученик предварительно уже усвоил себе, хотя бы несознательно, механизм языка, тогда только можно требовать, чтоб он был в состоянии подметить самостоятельно, хотя бы под руководством и при помощи учителя, правила языка в закономерность его строения. Но усвоить себе ВПОЛНЕ механизм языка возможно только при постоянном его употреблении, и при том преимущественно устном, при помощи слуха и зрения и путем подражания. Такое усвоение языка вполне возможно и желательно относительно всякой живой речи, но почти не возможно по отношению к мертвому языку, без затраты такого значительного количества времени и труда, которых никакая современная школа на древние языки уделить не можетъ. Поэтому по отношению къ древнимъ языкамъ — въ особенности съ техъ пор, какъ латинский языкъ вышелъ изъ устного и письменного употребления, совершенно естественно получилъ преобладание дедуктивный методъ изучения, исходною точкою котораго служить правило, поясняемое примерами, изъ котораго затемъ уже исходить и вытекаютъ все дальнейшие рассуждения умозаключения, направленные к ясному его уразумению и кь укреплению вь учащемся отчетливого знания законов языка. — Самъ Рейнгардть вполне сознает, что индуктивный методъ применимь в полной мере только кь живым языкам и что преобладание дедуктивного метода вь преподавании древних языков совершенно естественно , но тем не менее он настолько увлекается своею излюбленною системою изучения языковъ вообще, что все-таки желает распространить ее на классические языки, и для этого переносить преподавание древних языков в старшие классы, в которыхь, по его мнению, ученики по возрасту и развнтию своему уже вь состоянии применить индуктивный метод и к латинскому, а затем и к греческому языку.