klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Русская беседка

Русская беседка
Москва, 1859
Четвертый год, книга 13
С. 234
Судьба русского патриота
Всем нашим читателям, безусловно, известен трагический случай, имевший место в заседании Художественного общества при Московском университете. Однако при устной передаче многие факты искажаются, пусть и ненамеренно. Обстоятельства этого события так перепутаны разными добавлениями, толкованиями, изменениями, что решительно нельзя составить себе точного о нём понятия. Мы рады сообщить всем заинтересованным лицам, что на упомянутом заседании находился студент, обладающий навыками стенографии. Благодаря его записям мы в состоянии дать полный и подробный отчёт о сем происшествии. (Далее слова Шевырева снабжены пометой Ш., а слова графа Бобринского – Б.)
В своём выступлении Шевырев, в частности, сказал:
«Ш. Немецкие философы признают грехопадение началом развития разума. Это вытекает из системы Гегеля, по которой развитие разума от первоначального единства идёт к раздвоению, чтобы снова подняться к высшему единству. Однако в Библии Адам прежде грехопадения даёт имена животным, из чего видно, что разум у него уже был развит.
Б. Не знаю, как там Адам, а у русских, видимо, нет никакого разума, если они для научных доказательств прибегают к авторитету Библии.
Ш. Россия, не испытавшая ни реформации, ни революции, сохранившая тем самым в себе великое нравственное единство, не может делить духовной жизни с болезненным европейским миром, а скорее призвана исцелить и обновить его.
Б. Эту Россию даже Вашингтон называет лапотной (Russia wears bast shoes).
Ш. В России только и можно жить и учиться чему-нибудь. Это страна благополучия и великих убеждений.
Б. Русские пьяницы и невежды.»
На этом запись выступлений заканчивается, так как уважаемый профессор Шевырев в ответ на вышеуказанные слова графа Бобринского подошёл к нему и неожиданно ударил по лицу. Никто из присутствующих не ожидал такого поворота событий и не знал, да и не успел, что-нибудь предпринять. Как выяснилось в дальнейшем из расспросов знакомых и друзей графа, последний был англофилом и обладал знанием правил английской драки, именуемой boxing. Поэтому в ответ на пощёчину граф Бобринский буквально отмутузил (я не побоюсь этого слова) несчастного профессора. Несколько слуг, призванных унять бойца, с трудом оторвали его от избиения бедного славянофила. Г-на Шевырева пришлось вынести из залы на скатерти. В дальнейшем выяснилось, что кроме многочисленных ушибов лица и тела, у почтенного русского патриота было сломано ребро. И каков же итог этого прискорбного происшествия? Шевырев уволен из университета, а граф Бобринский выслан в своё имение.
Tags: Шевырев, журнал, патриот, русская история, русская литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments