Некий чусец, рыбак, принес [улов] чускому князю со словами:
— Ныне наловил я богато рыбы: самому не съесть, продать тоже
никак, да и выбросить жалко — вот и принес в подарок.
— Какие вульгарные речи! — возмутились приближенные.
— Вы не поняли, сколь человеколюбив этот рыбак! — возразил
чуский князь. — Ибо слышали Мы, что в амбарах наших зерно лежит в
избытке, а в стране народ голодает; во внутренних покоях [Наших]
слишком много дворцовых женщин, а в стране полно неженатых; не-
счетные деньги впустую наполняют казенные хранилища, а в стране
множество простых людей страдают от бедности — все это приметы то-
го, что потерян истинный путь управления народом! И вот: [на дворцо-
вой] кухне есть жирная рыба, в [дворцовых] конюшнях — тучные кони,
а у народа голодный вид. Лишь государь царства, что стоит на пороге
гибели, будет хранить [добро] в казенных амбарах! Мы давно знаем о
подобном, но не было [у Нас] сил поступить правильно. А рыбак — он
понимает все это, [он] таким способом решил надоумить Нас, и [Мы]
немедленно все сделаем!
И [чуский князь] послал людей оказать помощь вдовцам и вдо-
вицам, сиротам и бездетным старухам, открыл амбары и раздал зерно,
деньги и шелк нуждающимся, а тех из дворцовых женщин, что не были
на августейшем свидании, отпустил, чтобы вышли замуж за неженатых.
И возликовал чуский народ, а все окрестные царства выразили покор-
ность [Чу].
Вот сколь обязано все царство Чу излишку рыбы, преподнесен-
ному рыбаком в подарок! Можно назвать этот [поступок] человеколю-
бивым, мудрым 1.
И. А. АЛИМОВ
САД УДИВИТЕЛЬНОГО
Краткая история китайской прозы сяошо I—VI вв.
«Петербургское Востоковедение»
Санкт-Петербург
2014