klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Categories:

Борода

Исторические очерки народной словесности и искусства.

Сочинение Ф. Буслаева.

ТОМ II.

издание Д. К. Кожанчикова.

Санктпетербург.

1861.

216

Борода, столь мало обращавшая на себя внимание античного скульптора, стала для иконописца такою существенною характеристикою, в которой он всего вернее и легче мог приблизиться к идеальному подобию. Это была самая видная и крупная черта иконописного типа, наиболее удобная к воспроизведению при помощи той недостаточной техники, которою пользовался иконописец. С характеристикою бороды иногда соединяется столь же крупная характеристика волос на голове; но эта последняя служить только дополнением первой. Здесь, по моему мнению, причина, почему в греческом подлиннике большая часть кратких характеристик ограничивается только бородою. Вот, например, подряд несколько характеристик святых поэтов, по изданию Дидрона, стр. 337:

Герман патриарх: стар, борода редкая.

Софроний иерусалимский: сед волосами, борода клином.

Филофей патриарх: старь, борода клином.

Андрей Критский: стар, борода седая.

Иоанн Богослов: стар, борода раздвоилась.

Георгий Никомедийский: стар, плешив, борода клином.

Мефодий патриарх : стар, густая борода.

Киприан: юн, кудряв волосами, борода раздвоилась.

Анатома патриарх: стар, борода круглая, и т. д.

Иконописцы в изображении святых очень часто один тип уподобляли другому, почитаемому у них образцовым. Образцовым же становился какой-нибудь тип иногда по действительной характеричности своей, иногда же вследствие местных, даже случайных обстоятельства. Так, свято чтимая икона в той или другой области, или в каком городе обязывала иконописцев принять за образец изображенное на ней священное лицо. Такой образец становился типом, к которому применялись изображения и других лиц. Таким образом, были типичны: борода Власия, Козьмы, Ильи Пророка, Николы и других. Описывая наружность какого-нибудь священного типа, подлинник иногда употребляет выражение: пиши такого-то с бородою Власьевой, Козьминой или Николиной; или просто: борода Козьмина, борода Ильи пророка. Впрочем, и в этих типических лицах подлинники не во всем между собою согласны. Так, например, Власий, по греческому подлиннику: «стар, борода клином, кудрявые волоса». По русскому, по сборному подлиннику Графа Строганова: «Сед, борода по персям». Николай чудотворец — по греческому подлиннику: «Стар, плешив, борода круглая».

— 227 —

По русскому, по тому же подлиннику графа Строганова: «Седъ, брада невеличка, курчевата; взлызъ, плешатъ, на плеши мало кудерцовъ».

Иногда даже образцовые типы определяются другъ другомъ : такъ , борода Ильи пророка бородою Iоанна Богослова; напримеръ, по тому же строгановскому подлиннику: «седъ, брада аки Iоанна Богослова; власы долги, по плеча».

Tags: иконопись, искусство, русская история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments