klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Categories:

КАК ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ВНЕДРЯЮТ В МОСКВЕ РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА отчет об общественной проверке

В мае 2015 года прошла общественная проверка реализации госконтрактов по
обращению с отходами в 5 округах Москвы. Сотни москвичей проверили, как
компании, выигравшие тендеры и обязавшиеся создать пункты приема вторсырья,
выполняют свои обязательства. Гринпис России также провел анализ документации
государственных контрактов и сформулировал свои рекомендации. Основные
результаты работы и выводы:
• внедрение элементов раздельного сбора мусора оплачено из бюджета города и
является обязательством компаний по условиям государственных контрактов;
• москвичи слабо информированы о том, что город платит компаниям за
создание пунктов приёма вторсырья;
• количество пунктов приёма вторсырья, организованных компаниями, меньше,
чем того требуют условия контрактов. В Москве уже должно быть как минимум
134 пункта, в действительности же их всего около 50. Разницу исполнители
госконтрактов покрывают за счет нескольких мобильных пунктов — 4 машины
создают видимость почти что сотни дополнительных точек приёма вторсырья;
• ни у Департамента ЖКХ Москвы, ни на сайтах компаний нет никакой
информации о 3,5 тысячах баков для стеклотары, которые должны быть установлены в 5 округах согласно требованию госконтрактов

• количество якобы отобранного за 2014 год вторсырья (280 тысяч тонн)
несопоставимо с количеством пунктов приёма, созданных компаниями (117
остановок мобильных пунктов и 45 стационарных точек);
• проводимый правительством Москвы эксперимент по обращению с отходами
не приводит к развитию системы раздельного сбора и переработки отходов в
Москве и не способствует сокращению объемов отходов, направляемых на
захоронение;
• основной причиной неэффективности эксперимента является отсуствие в
Москве общегородской программы по обращению с отходами,
предусматривающей единые правила внедрения раздельного сбора и
переработки отходов с четко прописанными целевыми показателями по годам.
Гринпис России рекомендует Правительству Москвы:
• инициировать проверку исполнения госконтрактов в части организации
раздельного сбора отходов;
• отказаться от практики использования мобильных пунктов приема
вторичного сырья, заменив их стационарными пунктами;
• утвердить единые правила раздельного сбора отходов на территории Москвы.
Гринпис России благодарит всех москвичей, принявших участие в проверке, в
особенности участников движения “РазДельный Сбор Москва” и коалиции “ПРО
Отходы” за активное участие в организации проверки.
I ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в Москве до сих пор не налажен раздельный сбор
отходов. За последние 15 лет властями неоднократно проводились так называемые
эксперименты, но при этом по-прежнему нет закрепляющего этот подход закона.
Поэтому основная часть отходов города вывозится по старой системе — с
контейнерных площадок московских дворов на подмосковные свалки. Мелькающие
иногда в телесюжетах столичных каналов разноцветные баки существуют вне
правового поля и являются зачастую проявлением доброй воли волонтеров или
частью “зеленого” имиджа компаний.
В 2012 году Правительство Москвы начало очередной эксперимент — город
перешел на новую систему заключения контрактов на вывоз мусора из жилого
сектора. Власти Москвы через тендеры выбрали компании, которые будут
заниматься обращением с отходами в 9 округах города по принципу “1 округ — 1
компания” (Постановления Правительства Москвы от 13.09.12 № 485-ПП, от
02.10.2013 № 662-ПП, от 10.11.2014 № 644-ПП).
Во всех 9 округах данные контракты включают в себя требования по отбору
вторсырья. К концу 2014 года в 5 округах Москвы должны были быть достигнуты
первые целевые показатели: Северном, Северо-Восточном, Западном, Юго-
Западном и Юго-Восточном. В качестве таких показателей город выставил
компаниям количество пунктов приема вторсырья и количество баков для
стеклотары, а также — объем вторсырья, отобранного из общего потока мусора. Это
означает, что благодаря внедрению раздельного сбора на подмосковные полигоны
по идее должно было поехать меньше мусора, а отделенное вторсырье должно было
отправиться на переработку.
Все контракты проходили через систему государственных закупок, тендеры на
их заключение были размещены на сайте zakupki.gov.ru. В роли государственного
заказчика указан Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства г. Москвы (ЖКХиБ) и ГКУ “Мосэкопром” (подведомственная
Департаменту ЖКХ организация).
Согласно требованиям госконтрактов, сбор вторсырья должен осуществляться
с использованием стационарных, полумобильных и/или мобильных пунктов
приема, а сбор стеклянной тары — в специальные контейнеры. Так, на конец 2014
года в 5 округах компании-исполнители госконтрактов должны были установить 134
пункта приема вторсырья и более 3,5 тысяч контейнеров для стеклотары.
Общая сумма, которую город взялся заплатить за обращение с отходами в этих
5 округах (каждый контракт заключается сроком на 15 лет), составляет более 95
миллиардов рублей. Сколько именно в рамках этих контрактов должно быть
потрачено компаниями непосредственно на раздельный сбор и отбор вторсырья,
неизвестно. Однако согласно письму Департамента ЖКХиБ, “в рамках проводимого
эксперимента услуги повывозу, переработке, размещению и обезвреживанию
ТБО и КГМ, образуемых населением, объединены у одного исполнителя по единому установленному городом тарифу, включающему в себя
весь спектр затрат по обращению с отходами, с обеспечением отбора
вторматресурсов”.
II ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА ВНЕДРЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА
МУСОРА ПО ГОСКОНТРАКТАМ В 5 ОКРУГАХ МОСКВЫ
В 2014 году Гринпис России и более 30 тысяч жителей Москвы обратились к
мэру Москвы с призывом создать в городе систему раздельного сбора отходов,
приняв соответствующие нормативно-правовые акты. В ответ на эти обращения
Департамент ЖКХ Москвы направил в адрес организации и жителей письмо, в
котором говорится, что в городе уже есть раздельный сбор отходов — его в рамках
контрактов внедряют компании, каждая из которых обслуживает свой округ. Для
того, что выяснить, как выполняются в 5 округах Москвы госконтракты в части
раздельного сбора мусора, в мае 2015 года была организована общественная
проверка.
В адрес Департамента ЖКХ и компаний-исполнителей госконтрактов был
направлен запрос предоставить информацию о том, сколько вторсырья отбирается в
результате раздельного сбора, а также адреса и графики работы пунктов приема.
Согласно данным ГКУ “Мосэкопром”, к концу 2014 года компаниями в 5 округах
Москвы было организовано 45 пунктов приема вторсырья (15 — стационарных, 4 —
мобильных, обслуживающих 123 точки сбора, 26 — полумобильных). При этом из
общего потока мусора им якобы удалось выделить более 284 тысяч тонн вторсырья,
что составляет 16,3% от годового количества отходов, которые “производят” жители
5 округов Москвы.В ответе Департамента ЖКХ на запрос Гринпис России даны
ссылки на сайты компаний с указанием, что адресные перечни должны быть
размещены на их страницах. Поэтому за исходные данные для проверки была взята
информация о мерах по раздельному сбору, собранная на сайтах компаний.
4

Пункт
Tags: московская жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • о пользе словарей

    Dictionnaire comique, satyrique, critique, burlesque, libre et proverbial Philibert Joseph Leroux, Premier volume Pampeloune 1786 К читателю…

  • (без темы)

    Quoique l’homme soit libre, il ne faut cependant pas croire qu'il soit maître de faire tout ce qu'il veut ; car il devient…

  • A dangling participle

    A dangling participle (also known as an unattached or unrelated participle) occurs when the –ing or –ed phrase is placed next to the…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments