klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Category:

Кто Вы, ходжа Юсуф? (часть первая)

Основные вопросы, возникающие при непредвзятом знакомстве с "Хожением за три моря":
1. Какие причины заставили Афанасия предпринять путешествие в Персию и затем в Индию, если известно, что у него товары все пограбили и он не мог возвратиться на Русь, имея долги? Такое путешествие требует больших расходов, тем более что дорога в Индию была неизвестна русским купцам, так что они не могли даже приблизительно спланировать расходы. Неужели путешествие в течение не менее чем шести лет и проживание в чужих странах могло обойтись меньше, чем сумма его долгов? И почему через шесть лет Афанасий восхотел вернуться на Русь, если там его по-прежнему ждали кредиторы? Вероятнее всего, ему удалось закупить и потом выгодно продать какие-то товары, благодаря чему он мог и предпринять путешествие в Индию и долго жить там, и был в состоянии вернуться на Русь, так как заработал торговлей достаточно денег. Это предположение подтверждается тем фактом, что на обратном пути он подвергся аресту, при котором у него все имущество отобрали. Значит, было что отнимать!
Другое вероятное объяснение — путешествие субсидировалось из неизвестных нам источников и имело неизвестные нам цели. Вероятно, Водовозов был прав, когда утверждал: «Возможно, что и московские власти, давая ему охранную грамоту для проезда с посольством, делали это потому, что Афанасий Никитин был небезызвестным для них человеком. Только наличием предварительной договорённости между Афанасием Никитиным и дьяками Московского великого князя можно объяснить на первый взгляд загадочный факт внесения “Хожения” Афанасия Никитина в такой официальный государственный документ, каким в XV веке была русская летопись.»

В связи с этим возникает вопрос о том, зачем Афанасию потребовалось скрыть истинные причины своего хождения в Индию. В одном месте он всё же проговаривается, когда жалуется на то, что «мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара». Вероятно, Афанасий Никитин получил сведения от своих знакомых мусульманских купцов о том, что в Индии можно купить много товаров и отвезти их на Русь. А он, конечно же, хотел скрыть это от конкурентов. Поэтому и отправился через Персию в Индию, а истинные причины скрыл, придумав версию об ограблении. Тем не менее, ему удалось проделать такой трудный и дорогостоящий путь в ту эпоху, когда невозможно было путешествовать, например, автостопом, так что за дорогу приходилось платить, и немало! В частности, упоминается плата в два золотых за проезд от Дабхола до Гурмыза, а также один золотой за проезд в Кафу. Конечно, деньги у Афанасия Никитина были, и немалые, если он сумел прожить более четырех лет в Персии и в Индии, да ещё путешествовать по последней.

Другой факт, подтверждающий наличие у Афанасия Никитина больших денег — требование Асад-хана джуннарского перейти в мусульманскую веру с угрозой “и жеребца возму и тысячу златых на голове твоей возму”. Это означает, что он знал о том, что Афанасий Никитин обладает большой суммой денег, иначе его угроза с выдвижением сроков (четыре дня) была бы беспочвенной (достаточно было бы просто не отдавать коня).
Tags: история Индии, русская история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments