Халтурщики
Во время оно советских граждан, не желающих просиживать штаны на службе от сих до сих называли халтурщиками. Когда я ушёл с почётной должности строгальщика четвертого разряда, то с удивлением обнаружил, что халтурщики могут тратить на работу меньше времени, а зарабатывать больше, чем дисциплинированные граждане.
Однажды мы устроились сборщиками макулатуры. Официально мы числились разнорабочими, и в наши обязанности входило собирать макулатуру в помещениях учреждения, где занимались переработкой чистой бумаги в макулатуру. Куда мы девали собранную макулатуру, никого не касалось. В помещениях учреждения мы расставили коробки с надписью: «Только для бумаги!» Провели работу с сотрудниками, убедив их не бросать мусор вместе с бумагой. Мы переносили бумагу в подвал, уминали и перематывали проволокой. Мы ухитрялись уминать по сто и более килограммов в тюк. Потом на тележке перетаскивали в пункт приёма вторсырья. Иногда удавалось подрядить учрежденческого водителя, и он за рубль соглашался отвезти упакованные тюки. На пункте приёма обычно околачивались библиофилы и прочие коллекционеры, стараясь перехватить что-нибудь для них ценное. У нас же была чистая бумага, не представлявшая для них интереса. Ушли мы с такой денежной работы потому, что нас стали привлекать для иных заданий под предлогом, что мы числимся разнорабочими и должны делать разную работу. Нам это было совершенно ни к чему, так как отвлекало от сбора макулатуры.
В другой раз мой приятель предложил заняться переноской больных в институте радиологии. В то время он располагался в старинном особняке, приспособленном под медицинское учреждение. Грузовых лифтов там не было, и больных из палат приходилось переносить в подвал к пушке на носилках. Своих санитаров больница не выделяла, и поэтому нанимали халтурщиков с улицы. Родственники пациентов платили по два рубля каждому санитару за одну ходку.
Мой интеллигентский нрав сперва воспротивился такому предложению. Я заявил, что некрасиво пользоваться безвыходным положением людей и наживаться на чужом несчастье. Приятель противопоставил моим следующие резоны. В любом случае работу нужно выполнить. Если мы не согласимся, наймут алкашей с улицы, которые косяками ходят по Солянке. Они от слабости могут и уронить носилки с больным. Да и надежды на них никакой нет. Они запросто пропустят срок и не придут во время. А там всё строго по графику. Мы же парни молодые и сильные (тюк в сто кг легко забрасывали в кузов машины), ответственные и интеллигентные (учились на вечерних курсах испанского языка). Его доводы меня убедили.