klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Смутное время московскаго государст

Вестник Европы

1867

Смутное время московскаго государства.

48

Черезъ недѣлю, послѣ того, голодъ достигъ ужасающихъ размѣровъ. «Въ исторіи нѣтъ подобнаго примѣра— говоритъ современиый дневникъ — писать трудно, что дѣлалось. Осажденные переѣли лошадей, собакъ, кошекъ, мышей, грызли разваренную кожу съ обуви — и этого не стало; грызли землю, въ бѣшенствѣ объѣдали себѣ руки, выкапывали изъ могилъ гніющіе трупы, и съѣдено было, такимъ обравомъ, до восьми сотъ труповъ, и отъ такого рода пищи и отъ голода смертность увеличивалась.» При съѣденіи умершихъ соблюдался строевой порядокъ. За слѣдуемаго ко съѣденію товарища велись процессы, шло разбирательство, кто имѣетъ право его съѣсть. Въ одной шеренгѣ гайдуки съѣли умершаго товарища; тогда родственники умершаго жаловались ротмистру, что они по праву родства имѣли право его съѣсть, а гайдуки доказывали, что товарищи по службѣ имѣютъ на это болѣе права, находясь съ нимъ въ одномъ десяткѣ. Ротмистръ не зналъ, какъ разсудить ихъ, и опасаясь, чтобы раздраженные декретомъ не съѣли судью, бѣжалъ отъ нихъ. Стали и живые бросаться на живыхъ, сначала на русскихъ, потомъ уже не разбирая пожирали другъ друга, Панъ не могъ довѣриться слугѣ, слуга пану—говоритъ въ письмѣ своемъ Будзило. Сильный зарѣзывалъ и съѣдалъ слабаго; одинъ съѣлъ сына, другой слугу, третій мать. Иные перескакивали черезъ кремлевскія стены и убивались, или счастливо спускались и отдавались русскимъ. Добродушные кормили ихъ и потомъ посылали къ стѣнамъ уговаривать товарищей сдаться. Казаки такихъ перебѣжчиковъ не миловали, мучили ихъ, ругались надъ ними и изрубливали въ куски.

Русскіе, скучая осадой, хотѣли кончить скорѣе, и стали рыть подкопъ, по направленію подъ Китай-городъ, но не искусно. Какъ ни истощены были поляки, но умѣли найти и уничтожить его, залили водою и поймали подкопщика. Но это не помогло полякамъ удержать Китай-городъ. 22 октября, Трубецкой, стоявшій станомъ на восточной сторонѣ Китай-города, ударилъ на приступъ. Голодные не могли защищать и ушли въ Кремль. Русскіе вошли въ Китай-городъ, и первое, что они тамъ увидѣли, были чаны, наполненные человѣчиною.

Въ Китай-городъ внесли съ торжествомъ икону Казанской Богородицы и, во имя ея, русскіе дали обѣтъ построить церковь, которая и была впослѣдствіи построена, и до сихъ поръ она служитъ памятпикомъ этого входа, подъ именемъ Казанской, находясь на Кремлевской площади, противъ кремлевскихъ Никольскихъ воротъ. Тогда, чтобы избавить себя отъ многолюдства, поляки выпустили изъ Кремля женщинъ и дѣтей: то были жены и дѣти боярскія; ихъ мужья и отцы боялись казаковъ и обратились къ Пожарскому съ просьбою о защитѣ. Пожарскій выѣхалъ ихъ встрѣчать. Казаки зашумѣли и кричали, что слѣдуетъ ограбить боярынь, которыя выходили изъ осады съ имуществами. Пожарскій, Мининъ и земскіе люди выѣхали, вооруженные впередъ — встрѣчать боярынь, и приняли ихъ благополучно въ свой станъ. Казаки разъярились за то, что имъ не дали ограбить боярынь, и похвалялись убить самого Пожарскаго.

Между тѣмъ, выпустивши женщинъ, голодные стали совѣтоваться между собою, что дѣлать. Ѳедоръ Андроновъ и другіе, подобные ему, противились сдачѣ; имъ лучше было помереть съ голода; они знали и надѣялись, что съ ними хуже голодной смерти будетъ, когда свои братья заберутъ ихъ въ руки. Но весь гарнизонъ зашумѣлъ и порывался отворять ворота, хоть бы на смерть. Самъ Струсь, мужъ великой храбрости и многаго разсужденія, какъ называетъ его русское сказаніе пересталъ уже храбриться. Послали къ русскимъ предводителямъ пословъ. Просили пощады, объявляли себя военноплѣнными, и выговаривали одно только условіе, чтобы сдавшимся оставили жизнь. Предводители сперва посовѣтовались между собою, потомъ дали обѣщаніе, что ни одинъ плѣнникъ не погибнетъ отъ меча. Поляки, знавшіе свирѣпство казаковъ, уговаривались, чтобы начальствующія лица сдались только Пожарскому, а не хотѣли ни за что сдаваться Трубецкому, но этого нельзя было сдѣлать. Трубецкой увѣрялъ, что онъ употребитъ все вліяніе, чтобы казаки не обижали плѣнныхъ.

24 октября, поляки отворили ворота на Неглинную (Троицкія) и стали выпускать бояръ и русскихъ людей. Впередъ всѣхъ вышелъ Мстиславскій, за нимъ бояре, составлявшіе совѣтъ, дворяне и купцы, сидѣвшіе въ осадѣ. Ихъ видъ возбуждалъ состраданіе. Пожарскій и Мининъ выѣхали встрѣчать ихъ съ своимъ войскомъ. Казаки опять поднялись и кричали: «Надобно побить этихъ измѣнниковъ, а ихъ животы подѣлить въ войскѣ». Земское ополченіе стало въ боевой порядокъ. Русскіе вышли изъ воротъ и стали на каменномъ мосту въ нерішительности, и ожидали, какъ ихъ соотечественники начнутъ за нихъ бой между собою. Казаки показывали намѣреніе броситься на земское войско. Но до этого не дошло. Казаки покричали, пошумѣли и ушли въ свои таборы. Пожарскій и Мининъ съ честью проводили своихъ въ свой земскій станъ.

На другой день, 26 октября, отворились всѣ ворота Кремля. Русскіе хотѣли ознаменовать вступленіе въ свою столицу религіозною торжественностью. Земское войско собралось близъ Іоанна Милостиваго на Арбатѣ; войско Трубецкого — за Покровскими воротами. И оттуда и отсюда пошли архимандриты, игумены, священники въ облаченіи, съ крестами и иконами, въ Китай-городъ; за ними двигалось войско. Оба шествія сошлись въ Китай-городѣ на Лобномъ мѣстѣ. Здѣсь запѣли молебенъ. На челѣ духовенства стоялъ тогда доблестный Діонисій, нарочно прибывшій изъ своей обители. Тогда изъ Фроловскихъ (Спасскихъ) воротъ, вышли къ нимъ на встрѣчу архіепископъ галасунскій Арсеній съ кремлевскимъ духовенствомъ. Самъ Арсеній держалъ въ рукахъ Владимирскую икону Богородицы. Показавши себя сторонникомъ Владислава, этотъ духовный чужезѣмецъ старался передъ русскими загладить свое уклоненіе. Онъ разсказывалъ, что передъ тѣмъ, какъ русскіе овладѣли Китай-городомъ, ему являлся св. Сергій и предрекъ побѣду своихъ соотечественниковъ. Соединившись, духовенство вошло въ Кремль къ Успенскому собору, и тамъ совершило литургію и благодарственный молебенъ.

Tags: русская история
Subscribe

  • (no subject)

    Человек — единственное живое существо на Земле, способное постить в Инстаграм. UPD Тут меня поправили: оказывается, собачки и кошечки тоже…

  • Хоровод (из архивов)

    Жил и тогда в двух шагах от Тверской. Однажды вечером, часу в десятом, выгуливал собачку. Для этого выбрал самый пустынный дворик, чтобы всякие…

  • Команды собаке

    На немецком Sitz - сидеть Platz - лежать Steh/ bleib - стоять Hier - ко мне Fuss - рядом Bring - апорт Hopp - барьер Aus - прекращение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • (no subject)

    Человек — единственное живое существо на Земле, способное постить в Инстаграм. UPD Тут меня поправили: оказывается, собачки и кошечки тоже…

  • Хоровод (из архивов)

    Жил и тогда в двух шагах от Тверской. Однажды вечером, часу в десятом, выгуливал собачку. Для этого выбрал самый пустынный дворик, чтобы всякие…

  • Команды собаке

    На немецком Sitz - сидеть Platz - лежать Steh/ bleib - стоять Hier - ко мне Fuss - рядом Bring - апорт Hopp - барьер Aus - прекращение…