klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Добро и зло

Добро и зло

Немцы, греки и индусы выражают сходное мнение.


Gut und bös beide in so fern gleich sind, als eine Sache nicht für mich das eine (z.B. gut) sein kann, ohne für irgend einen anderen nothwendig das Gegentheil zu sein. Добро и зло настолько сходны, что не может быть так, чтобы для меня что-нибудь было одним (например, добром), без того, чтобы для другого оно не было совершенно противоположным.

ДВОЯКИЕ РЕЧИ

1. О добре и зле . (1) Два взгляда на добро и зло высказываются в Греции философами. А именно, одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга; по мнению же других, (добро и зло) одно и то же, и то, что благо для одних, для других есть зло, и для одного и того же человека (то же самое) бывает иногда благом, иногда - злом. (2) К мнению последних присоединяюсь и я сам.

Для иллюстрации (этого положения) я возьму примеры из человеческой жизни, потребностями которой являются еда, питье и половая потребность. В самом деле, эти (вещи) для больного (человека) могут быть злом, для здорового же и нуждающегося в них являются благом. (3) И излишество в этих (вещах) имеет дурные последствия для предающихся ему, для тех же, которые ради удовлетворения этих (потребностей) трудятся и зарабатывают (деньги), (эти вещи) являются благом. Болезнь есть зло для больных, для врачей же — благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо. (4) Богатый урожай хлебов для земледельцев — благо, а для торговцев — зло. То, что корабли изнашиваются и терпят бедствие, это для владельца корабля зло, для кораблестроителей же благо. (5) Далее, то, что железо ржавеет, притупляется и стирается, для прочих это зло, для кузнеца же благо. Что глиняная посуда бьется, для остальных это зло, для гончаров же благо. Что обувь изнашивается и рвется, для прочих это зло, для сапожника же благо. (6) В гимнастических и музыкальных состязаниях, — взять хотя бы для примера бег взапуски, — а также на войне, победа для победителя есть благо, для побежденных же зло.

Вивекананда

Добро и зло не суть два раздельных бытия. Добро сегодняшнего дня может быть злом завтрашнего. Огонь может поочерёдно, а иногда и одновременно, питать и жечь. Нельзя прекратить зло, не прекратив добра. Нельзя остановить смерть, не остановив жизни. Каждое из этих двух противоположных звеньев есть лишь различное проявление той же реальности. Веданта говорит нам, что настанет момент, когда, бросив взгляд назад, мы начнём смеяться над идеалами, за которые отчаянно цеплялись, боясь утратить свою личность.


Tags: моралисты, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments