Исторические очерки народной словесности и искусства.
Сочинение Ф. Буслаева.
ТОМ II.
1861.
Борода, столь мало обращавшая на себя внимание античного скульптора, стала для иконописца такою существенною характеристикою, в которой он всего вернее и легче мог приблизиться к идеальному подобию. Это была самая видная и крупная черта иконописного типа, наиболее удобная к воспроизведению при помощи той недостаточной техники, которою пользовался иконописец. С характеристикою бороды иногда соединяется столь же крупная характеристика волос на голове; но эта последняя служить только дополнением первой. Здесь, по моему мнению, причина, почему в греческом подлиннике большая часть кратких характеристик ограничивается только бородою. Вот, например, подряд несколько характеристик святых поэтов, по изданию Дидрона, стр. 337:
Софроний иерусалимский: сед волосами, борода клином.
Филофей патриарх: старь, борода клином.
Андрей Критский: стар, борода седая.
Иоанн Богослов: стар, борода раздвоилась.
Гаоргий Никомедийский: стар, плешив, борода клином.
Мефодий патриарх : стар, густая борода.
Киприан: юн, кудряв волосами, борода раздвоилась.
Анатома патриарх: стар, борода круглая, и т. д.