3. ΑΝΤΙΠΑΤΡΟΥ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΩΣ.
Ὄρθρος ἔβη, Χρύσιλλα, πάλαι δ’ἠῷος ἀλέκτωρ
Κηρύσσων φθονερὴν Ἠριγένειαν ἄγει.
ὀρνίθων ἔῤῥοις φθονερώτατος, ὅς με διώκεις
οἴκοθεν εἰς πολλοὺς ἠϊθέων ὀάρους.
γηράσκεις, Τιθωνέ: τί γὰρ σὴν εὐνέτιν Ἠῶ
οὕτως ὀρθριδίην ἤλασας ἐκ λεχέων;
ὄρθρος (ὁ) утро
ἔβη aor. 2 к βαίνω приходить, прибывать
ἀλέκτωρ петух
πάλαι прежде, раньше, давно, издавна, некогда
ἠῷος утренний
κηρύσσω возвещать, провозглашать
πάλιν уже давно
φθονερός завистливый, недоброжелательный
Ἠριγένεια заря, утро
ἔρροις (pres opt act 2nd sg ἔρρω медленно идти, тащиться, плестись; двигаться, отправляться, идти; быть вытесненным, изгнанным; лишиться; погибнуть, исчезнуть, пропасть; убираться, проваливать)
διώκω гнать, погонять
ὄᾰρος familiar converse, fond discourse, chat, talk, mostly in pl.
ἠιθέος неженатый, холостой
γηράσκω стареть, стариться
Τῑθωνός Тифон. Могущественный великан, порожденный Геей; олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями (имя Тифон одного корня с глаголом τύφω, что означает «дымить, чадить»).
εὐνέτις супруг
ἐλαυνω изгонять; приводить в движение; преследовать, терзать, донимать
ὀρθρίδιος = ὄρθριος ранний, утренний
λέχος ложе, кровать, постель
III Lemma. 4. Haec vix aliter possunt accipi quam de puerorum coetu, qui poetae, grammatici videlicet aut rhetoris, scholas frequentabant. Ovidius Amor. I, el. 13, 17 ad Auroram :
Tu pueros somno fraudas tradisque magistris.
Ubi et haec occurrunt cum proximis comparanda :
Quum refugis (Tithonum), longo quia grandior aevo
Surgis ad invisas a sene mane rotas :
Cur tibi plector amans , si vir tibi marcet ab annis ?
Ab Antipatro tamen Tithonus conjugem primo mane e lecto conjugali exturbare fingitur. Jac. 5. Nicetas Eugen. VI, 620, haec imitatus sic scribatur :
Τιθωνέ, γηρᾷς (cod. γῆρασ) τὴν σὴν Ἠῶ, τὴν φίλην
σὴν εὐνέτιν, ἤλασας ἐκ τοῦ σοῦ λέχους.
Примечание Пьера Вальца.
εἰς πολλοὺς ἠϊθέων ὀάρους. Чтобы слушать болтовню молодых людей.
Эта строчка, как, впрочем, и всё стихотворение, довольно непонятна. Обычно трактуют так. Автор жалуется на необходимость покинуть свою возлюбленную и вернуться к своим ученикам. Но в таком случае слово ὀάρους, по-видимому, выбрано в необычном смысле. По гипотезе Деруссо, которая очень правдоподобно выражает сатирический характер Антипатра Фессалоникийского, эта эпиграмма — диалог между учителем, напоминающим женщине (куртизанке или торговке?), что пора вставать, чтобы заняться своим делом, и Хрисиллой, которая жалуется на свою суровую жизнь, на несчастья, переносимые ею, затем насмешливо сравнивает своего мало чувствительного собеседника с Титоном, ставшим стариком, а себя самоё — с Авророй (стихи 3-6). Как обычно, лемма не даёт никакого объяснения.
3. ANTIPATRI THESSALONICENSIS.
Diluculum venit, Chrysilla, dudumque matutinus gallus
praeconem-agens invidiosam Auroram ducit.
Avium tu invidiosissimus , pereas, qui me pellis
domo in multos juvenum sermones !
Senescis , Tithone : quid enim concubinam tuam Auroram
adeo matutinam pepulisti e cubili ?
М. В. Шумилин
Lejourselève,Chrysille,etdepuislongtemps,lecoqmatinier
chantantafaitapparaîtrel’Auroreenvieuse.
Vaaudiabletoi,leplusjalouxdesoiseaux,quimepresse
horsdelamaisonverslesnombreuxchantsdescélibataires.
Tuvieillis,Tithon;pourquoisinontuchassestonépouseAurore dulitsitôt?
C'est l'aube, Chrysilla, et le coq levé tôt
Crie le lever prochain de la jalouse aurore.
Honte à toi, maudit coq, le pire des oiseaux,
Car, à cause de toi, je quitte ma maison
Pour retrouver l'école et donner mes leçons.
Tithon, tu te fais vieux, pour avoir de ton lit
Chassé, ce beau matin, l'Aurore, ton amie.
ὀρθρος (ὁ) & morgen(stond)
ἀλέκτωρ & haan
ἠῷος & ochtendlijk, ochtend-
παλιν & lang geleden
φθονερος & afgunstig
ἔρροις & (pres opt act 2nd sg ἔρρω)
ἔρρω & zn ongeluk tegemoet gaan
διώκω & voortdrijven, voortjagen
ὀάρ ὀάρος & vrouw, echtgenote
ἠιθέος & ongehuwde (jongen)
εὐνέτις& bedgenote, echtgenote
ἐλαυνω & voortdrijven