klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан (klausnick) wrote,
klausnick/莫罗佐夫·尼科莱/профан
klausnick

Category:

Ориенталистика

Краткое изложение работы Эдварда Саида «ориенталистика» (Edward Saïd: l'orientalisme, 1978)

(Ce travail est basé sur la thèse d'Edward Saïd: l'orientalisme)

бласть ориенталистики

Ориенталистика делит мир и людей на две группы, наделяя Запад положительными, а Восток отрицательными ценностями

С самого своего появления ориенталистика служит инструментом подавления слабого и клонящегося к упадку Востока Западом, который должен и имеет право доминировать над Востоком.

Ориенталистика зародилась на Венском Соборе 1312 года, когда церковь приняла решение о создании кафедр восточных языков: арабского, греческого, еврейского и сирийского. С самого своего зарождения амбиции ориенталистики были огромными и необоснованными: от Бейрута до Токио.

В 19-м веке можно различить два сорта ориенталистов:

— учёный, специализирующийся по восточным языкам;

— литератор, очарованный Востоком (Виктор Гюго, Гёте, Флобер и т.п.). Для них ориенталистика представляет своего рода литературный жанр, предполагающий наличие экзотики, предрассудков, связанных с Востоком, всякого рода тайн и т.п.

B/ Географические амбиции

Восток как географическая область создан на базе того, что не является Западом. Исходным материалом послужили две пьесы: «Персы» Эсхила (Азия клонится к упадку и покоряется Западом) и «Вакханки» Еврипида (Восток склонен крайностям, беспокоен, принадлежит Вакху, опасен и  в то же время привлекателен.

Стереотип Востока колеблется между оригинальностью, которая и составляет его привлекательность, и банальностью, вызывающей презрение. Это своего рода фильтр для западного видения Востока.

Например, вот как ислам видится христианам. Ислам есть искажённая форма христианства. Для них Магомет в исламе то же самое, что Иисус в христианстве. Этот миф превалировал в течение всего 19-го века и всё ещё сохраняется в наши дни. Ориенталисты предпочитают говорить о магометанской религии и магометанах, нежели об исламе и мусульманах.

Ориенталистика оказывает троякое влияние:

— на Восток (который она создаёт);

— на ориенталиста (который её создаёт);

— на западного потребителя.

Такое троякое влияние ставит Восток как бы за пределы «нашего мира». Восток может быть понят только специалистом (востоковедом), превращающим его в свой удел, в свою территорию. Всякий житель Запада, желающий проявить  интерес к Востоку, обязан воспринять свод правил и словарь ориенталиста.

Из этого вытекают два важных вывода:

— Восток оказывается «ориентализирован»;

— Восток сводится к тому, что стоит ниже Запада.

Первые ориенталисты 19-го века (англичане в Индии) были либо миссионерами, либо врачами. Отсюда «миссия» ориенталиста: спасти часть наследия и былого величия Востока, чтобы помочь ему вписаться в современность.

Истинной точкой отсчёта современной (завоевательной) ориенталистики является экспедиция Бонапарта в Египет в 1798 году.

У Бонапарта было три цели:

— покрыть себя славой (как до него Александр и Помпей) и навредить Великобритании, перерезав ей дорогу в Индию;

— завоевать для Франции арабскую колонию;

— осуществить ориенталистику: Египет может быть завоеван Бонапартом, потому что он его предварительно изучил. Ориенталистика превращается в то, чем она в конце концов стала: синтез знания и силы. Бонапарт привозит с собой дюжину ориенталистов для составления основного труда ориенталистики: описания Египта.

Ориенталисты очень тесно связаны с Великой Армией: они обеспечивают контакт с туземцами, переводят на арабский прокламации Бонапарта, привлекают улемов для интерпретации Корана, служат в администрации Египта.

Четвертой целью явилась аннексия истории. Бонапарт обращается к солдатам, утверждая, что «с высоты этих пирамид на нас смотрят века истории». Он увозит во Францию обелиск, документы и т.п. Идея состоит в передаче Египта для изучения. Отыскивается миф миссии ориенталистики: спасти часть наследия, которая оставалась скрытой и неизвестной.

Начиная с эпохи Наполеона, ориенталистика приступает к своему самому заметному развитию в своих основных формах:

— ориенталистика осуществляется через изучение языков;

— в 19-ме веке происходит крупнейшее разочарование романтиков и их излечение от болезни этого века. Путешественники на Восток быстро разочаровываются;

— Восток становится живой картиной причудливости и примером эксцентричности.

Эпитет «восточный» переходит в общий язык как синоним причудливого, странного, эксцентричного, сексуально раскованного.

— к концу первой мировой войны границы сферы интересов ориенталистики весьма точно соответствуют границам колоний.

— в Бандунге в 1955 году ориенталистика вступает  в фазу огромного кризиса: востоковеды, посвятившие свои исследования теме Востока слабого, неспособного к обновлению, к пониманию самого себя, к самореализации без помощи Запада, — открывают Восток свободный, борющийся за удовлетворение своих требований, политически сильный и гордящийся собою.

Этот кризис преодолевается двумя путями:

— отрицанием факта развития;

— адаптацией этого развития к догмам ориенталистики.

Саид цитирует Гибба (Gibb), крупного английского ориенталиста 20-го века. В 1945 году в университете Чикаго он рассуждает о неспособности арабской мысли к рациональному мышлению. (Ту же тему на недавней конференции затрагивает Папа Бенедикт XVI  в Ратисбонне.)

Tags: история науки, ориенталистика, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment